Неточные совпадения
Но в глубине своей
души, чем старше он становился и чем ближе узнавал своего брата, тем чаще и чаще ему приходило в голову, что эта способность деятельности для общего блага, которой он чувствовал себя совершенно лишенным, может быть и не есть качество, а, напротив, недостаток чего-то — не недостаток добрых, честных, благородных желаний и вкусов, но недостаток силы жизни, того, что называют сердцем, того
стремления, которое заставляет человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать один и желать этого одного.
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской
души, вся из великодушного
стремления и самоотвержения.
Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным
стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей и нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер.
Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных
стремлений куда-то, к чему-то; боялись как огня увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от волканической работы внутреннего, душевного огня, так
душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле.
А если до сих пор эти законы исследованы мало, так это потому, что человеку, пораженному любовью, не до того, чтоб ученым оком следить, как вкрадывается в
душу впечатление, как оковывает будто сном чувства, как сначала ослепнут глаза, с какого момента пульс, а за ним сердце начинает биться сильнее, как является со вчерашнего дня вдруг преданность до могилы,
стремление жертвовать собою, как мало-помалу исчезает свое я и переходит в него или в нее, как ум необыкновенно тупеет или необыкновенно изощряется, как воля отдается в волю другого, как клонится голова, дрожат колени, являются слезы, горячка…
Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине
души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и
стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц…
Между тем, отрицая в человеке человека — с
душой, с правами на бессмертие, он проповедовал какую-то правду, какую-то честность, какие-то
стремления к лучшему порядку, к благородным целям, не замечая, что все это делалось ненужным при том, указываемом им, случайном порядке бытия, где люди, по его словам, толпятся, как мошки в жаркую погоду в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются и исчезают в бестолковом процессе жизни, чтоб завтра дать место другому такому же столбу.
Впоследствии «простая» вера разлетелась, и в моем воображении вставала скромная могила: жил, надеялся, стремился, страдал и умер с мукой в
душе за участь семьи… Какое значение имеет теперь его жизнь, его
стремления и его «преждевременная» честность?..
Его
душа была цельная человеческая
душа, со всеми ее способностями, а так как всякая способность носит в самой себе
стремление к удовлетворению, то и в темной
душе мальчика жило неутолимое
стремление к свету.
Он обращается к Еремке, у которого есть знакомый колдун, и спрашивает: «Может он приворожить девку, чтоб любила, чтоб не она надо мной, а я над ней куражился, как
душе угодно?» Вот предмет его
стремлений, вот любовь его: возможность куражиться над любимой женщиной, как
душе угодно!..
Луна плывет высоко над землею
Меж бледных туч;
Но движет с вышины волной морскою
Волшебный луч.
Моей
души тебя признало море
Своей луной,
И движется — и в радости и в горе —
Тобой одной.
Тоской любви, тоской немых
стремленийДуша полна;
Мне тяжело… Но ты чужда смятений,
Как та луна.
В
душе Нюрочки поднималась смутная жажда подвига,
стремление к совершенству.
Ум и
душа стали чем-то полны, какое-то дело легло на плечи, озабочивало меня, какое-то
стремление овладело мной, хотя в действительности я ничем не занимался, никуда не стремился, не читал и не писал.
Душа его, видно, была открыта на этот раз для всех возвышенных
стремлений человеческих.
С одной стороны, не подлежало сомнению, что в
душе его укоренились те общие и несколько темные начала, которые заставляют человека с уважением смотреть на всякий подвиг добра и истины, на всякое
стремление к общему благу.
Господи! неужели нужно, чтоб обстоятельства вечно гнели и покалывали человека, чтоб не дать заснуть в нем энергии, чтобы не дать замереть той страстности
стремлений, которая горит на дне
души, поддерживаемая каким-то неугасаемым огнем? Ужели вечно нужны будут страдания, вечно вопли, вечно скорби, чтобы сохранить в человеке чистоту мысли, чистоту верования?
Даже больной, он кое-как переходил в столовую и чувствовал, как молодые речи и страстные
стремления постепенно освещали его существо, зажигали его
душу смутными, но уже неодолимыми
стремлениями…
«Что могло увлечь его? Пленительных надежд, беспечности — нет! он знал все, что впереди. Почет,
стремление по пути честей? Да что ему в них. Стоит ли, для каких-нибудь двадцати, тридцати лет, биться как рыба об лед? И греет ли это сердце? Отрадно ли
душе, когда тебе несколько человек поклонятся низко, а сами подумают, может быть: „Черт бы тебя взял!“
— Хотя франкмасоны не предписывают догматов, — развивал далее свою мысль наставник, — тем не менее они признают три истины, лежащие в самой натуре человека и которые утверждает разум наш, — эти истины: бытие бога, бессмертие
души и
стремление к добродетели.
Учение Христа тем отличается от прежних учений, что оно руководит людьми не внешними правилами, а внутренним сознанием возможности достижения божеского совершенства. И в
душе человека находятся не умеренные правила справедливости и филантропии, а идеал полного, бесконечного божеского совершенства. Только
стремление к этому совершенству отклоняет направление жизни человека от животного состояния к божескому настолько, насколько это возможно в этой жизни.
— Не воротится! Насчёт посева своей
души на непаханной почве — это слова слабого давления! Все люди на Руси, батенька мой, хотят жить так, чтобы получать как можно больше удовольствия, затрачивая как можно менее труда. Это — от востока дано в плоть нам,
стремление к удовольствиям без затраты усилий, пагубнейшее
стремление! Вот поп как раз очень предан защите оного…
Я согласился, что
стремление постичь свою
душу очень важно.
Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа в ее
душе: и действительно, мы видим в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние
стремления, сохранила от своего воспитания одно сильное чувство — страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, чего она не могла бы объяснить себе хорошенько, ни отвергнуть.
Торжественное настроение миротворно веяло на
душу, и было в нём что-то совершенно чуждое суете жизни, непримиримое с её
стремлениями.
Если истинная любовь к природе рисовала в
душе Долинского впечатления более глубокие, если его поэтическая тоска о незабвенной украинской природе была настолько сильнее деланной тоски Юлии, насколько грандиозные и поражающие своим величием картины его края сильнее тщедушных, неизменных, черноземно-вязких картин, по которым проводила молочные воды в кисельных берегах подшпоренная фантазия его собеседницы, то зато в этих кисельных берегах было так много топких мест, что Долинский не замечал, как ловко тускарские пауки затягивали его со стороны великодушия, сострадания и их непонятных высоких
стремлений.
Лишь от одних девушек веяло нравственною чистотой; у большинства из них были высокие
стремления, честные, чистые
души; но они не понимали жизни и верили, что взятки даются из уважения к душевным качествам, и, выйдя замуж, скоро старились, опускались и безнадежно тонули в тине пошлого, мещанского существования.
И в самом деле, что может противустоять твердой воле человека? — воля — заключает в себе всю
душу; хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, — жить, одним словом; воля есть нравственная сила каждого существа, свободное
стремление к созданию или разрушению чего-нибудь, отпечаток божества, творческая власть, которая из ничего созидает чудеса… о если б волю можно было разложить на цифры и выразить в углах и градусах, как всемогущи и всезнающи были бы мы!..
Имея, конечно, в виду благо своего народа, они постоянно обнаруживали самые полезные и благородные
стремления; но эти
стремления, обнаруживавшие их прекрасную
душу, редко приводимы были в исполнение так, как бы они желали.
По всей вероятности, во время знакомства с Лефортом
стремления Петра еще не были ясно определены и многое бродило в его
душе в виде смутных мечтаний, а не строго обдуманных и сознанных планов.
Медведенко. Да. Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их
души сольются в
стремлении дать один и тот же художественный образ. А у моей
души и у вашей нет общих точек соприкосновения. Я люблю вас, не могу от тоски сидеть дома, каждый день хожу пешком шесть верст сюда да шесть обратно и встречаю один лишь индифферентизм с вашей стороны. Это понятно. Я без средств, семья у меня большая… Какая охота идти за человека, которому самому есть нечего?
Все вместе разливало что-то величественно грустное на действия и мысли; но в этой грусти была неодолимая прелесть темных, неопределенных, музыкальных
стремлений и упований, потрясающих заповеднейшие струны
души человеческой.
История деяния духа — так сказать, личность его, ибо «он есть то, что делает» [«Philos. des Rechts»] —
стремление безусловного примирения, осуществление всего, что есть за
душою, освобождение от естественных и искусственных пут.
Чувство каждой должности рождало в Ней
стремление и силу исполнить ее — и Россия, Ей некогда чуждая, став театром Ее добродетелей, сделалась для Екатерины истинным отечеством, нежно любимым, ибо отечество для
душ великих есть та страна, где они могут действовать; их ближние — суть те люди, которых могут они творить счастливыми.
Первое воспитание определяет судьбу одних обыкновенных
душ; великие, разрывая, так сказать, его узы, свободно предаются внутреннему
стремлению, подобно Сократу внимают тайному Гению, ищут своего места на земном шаре и образуют себя для оного.
Её
стремление обо всем рассуждать вызывало у него неприятное впечатление: он видел, что сестра рассуждает не из естественной склонности уяснить себе своё отношение к жизни, а лишь из предусмотрительного желания разрушать и опрокидывать всё то, что так или иначе могло бы смутить холодный покой её
души.
— Так неужели человеку нужно гасить последние искры Прометеева огня, ещё горящие в
душе его, облагораживая её
стремления? — с тоской глядя на неё, воскликнул Бенковский.
И мне показалось, что я понял тихую драму этого уголка. Таким же
стремлением изломанной женской
души держится весь этот маленький мирок: оно веет над этой полумалорусской избушкой, над этими прозябающими грядками, над молоденькой березкой, тихо перебирающей ветками над самой крышей (березы здесь редки — и ее, вероятно, пересадила сюда Маруся). Оно двигает вечного работника Тимоху и сдерживает буйную удаль Степана.
В поэзии Кольцова выразилась его
душа, его жизнь, полная возвышенных
стремлений, тяжелых испытаний и благородных, чистых чувств.
Все, что окружает поэта, противится этому
стремлению, но оно все-таки остается в
душе его твердо и непоколебимо.
Но бывает и совершенная противоположность: встречаются иногда на свете люди с живою, любящею
душою, с светлым, высоким умом, с горячими и благородными
стремлениями.
Кольцов был благороден и чист в
душе своей, он всегда имел
стремления добрые, готов был последним поделиться с друзьями, но и он не мог освободиться от дурного обычая барышничать при торговле; он говорит, что на торгу «не мог удержаться» от этого…
Во всем видно желание чего-то,
стремление к какой-то лучшей доле, какой-то порыв
души, но порыв неопределенный, странный, часто уничтожающийся сам собою.
Все это стихотворение, один из самых первых опытов Кольцова, еще очень слабо; но в нем все-таки заметно искреннее чувство, видна чистота и благородство
стремлений, которые он питал в своей
душе с самого раннего детства и без которых не мог бы быть столь замечательным поэтом.
Если мы обратимся к истории, то найдем, что из простолюдинов наших очень нередко выходили люди, отличавшиеся и силой
души, и светлым умом, и чистым благородством своих
стремлений, в самых трудных положениях, на самых высоких степенях государственных, в самых разнообразных отраслях наук и искусств.
Их присутствие одушевляет человека на все доброе, возбуждает в
душе самые святые и чистые
стремления, дает как бы более простора для ума.
Кольцов с своей живой и страстной
душою, с своим постоянным
стремлением к знанию и образованию себя, не мог не увлечься в этот чудный, новый для него мир философских размышлений, и он действительно увлекся, как доказывают его думы, особенно написанные им в 1836 г., когда он в другой раз побывал в Москве и повидался с своими друзьями.
Душа его постоянно просила деятельности, и он никак не мог удержать в себе
стремление сделать самому что-нибудь в том роде, который особенно ему нравился и поражал его.
В этих немногих строках выражается благородная
душа поэта, стремящегося к совершенству и готового упрекать себя даже за те обстоятельства жизни, которые приводили его к чему-нибудь дурному и пошлому независимо от его воли… По свидетельству друзей Кольцова, любимейшей мечтой его жизни было отделаться от мелочной торговли и на свободе предаться ученью… Особенно сильно и постоянно выказывал он это
стремление после 1836 года.
Ответы мои, видимо, удовлетворяют его; заметно у Авдея спешное
стремление всё округлить, завершить и прочно поставить в
душе. Мне это не очень нравится в нём. Вот тёзка мой, Досекин, он любит развёртывать каждый вопрос, словно кочан капусты, всегда добиваясь до стержня. А Ваня Малышев — паренёк из старой раскольничьей семьи, дядя у него известный в крае начётчик, грамоте Иван учился по-церковному, прочитал бесконечно много книг славянской печати, а теперь сидит над библией, ставя её выше гражданских книг.
Я противопоставляю два различных мироощущения, два навыка мысли, две
души. Основная сущность их — одинакова, —
стремление к добру, красоте жизни, к свободе духа. Но по силе целого ряда сложных причин большинство человечества еще не изжило древнего страха перед тайнами природы, не возвысилось до уверенности в силе своей воли, не чувствует себя владыкой своей планеты и не оценило сущности деяния как начала всех начал.